Анатомия / Учебники по анатомии человека, анатомия человека учебник

История развития отечественной анатомии.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Труды философов и врачей Древней Греции и Рима, содержащие сведения по анатомии, в первом тысячелетии нашей эры проникают в Россию и в соседние с ней Азербайджан, Армению, Грузию, Среднюю Азию, где были использованы в книгах Авиценны («Канон врачебной науки») и других ученых. В «Авесте» (труд, содержащий учение о зороастризме) имелись некоторые данные: например, о «сосудах без крови» (по-видимому, речь в них шла о нервах) . В X—XI вв.
Исаур-Риги (Азербайджан) в книге «Тибб» («Медицина») приводит сведения по анатомии. Философ и врач Омар Осман-0глы вопреки законам ислама вскрывал трупы людей и изучал анатомию. Грузинские ученые философ Петрици (XI—XII вв.), врачи Кананели (XI в.), Копили (XII в.) в своих рукописях оставили ряд анатомических описаний.

В XI—XII вв. армянским врачам были известны достижения в области анатомии того времени. Врач Абусаид в XII в. написал не дошедшую до наших времен «Анатомию», состоявшую из 17 глав, в которых излагалось строение органов и частей тела человека. Много сведений анатомического характера содержалось в известном труде Мехитара Гераци «Утешение в лихорадках», написанном в 1184 г. В другом труде он описал анатомию глаза, привел данные об его оболочках, мышцах, хрусталике, которому отводилась важная роль как преломляющему свет органу. В XI—XIV вв. в Армении было несколько учебных заведений — университетов (академий). В одной из академий (в Санаине) преподавал ученый врач Григорий Магистр. Известен университет в Татеве, где также изучалась медицина.

В древнерусских рукописях X—XIII вв. уже имеются некоторые анатомические сведения о строении органов; большинство из них было основано на положениях Галена. Такие знания приведены в «Церковном уставе» (X в.), «Изборнике Святослава» (XI в.), «Русской правде» (XI—XII вв.). Несколько позже (XV—XVI вв.) на территории России имелись сочинения, содержащие теоретические вопросы медицины с критическим анализом и краткими сведениями по анатомии, в частности о телосложении («Врата Аристотелевы», или «Тайна тайных»). Названия многих частей тела упоминались в различных рукописных лечебниках и травниках, «тутошних и заморских» (переведенных на русский язык с латинского или греческого языка). Анатомия при обучении «лекарскому делу» преподавалась по учебнику «Проблемата Аристотеля». Первый выпуск врачей, изучивших анатомию по «скелету», хирургию, ботанику, фармакологию, состоялся в Московской медицинской школе в 1658 г. В том же году филолог Епифаний Славинецкий (умер в 1675 г.) перевел с латинского на русский язык «Эпитоме» А.Везалия, написанный им для студентов университетов в качестве учебного пособия по анатомии.

В соседних с Россией западных государствах в XVII—XVIII вв. были школы (академии), в которых преподавали медицину, в том числе и анатомию: в Тарту (Academia Gustaviana, 1632), медицинский факультет в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). При Петре I в России было создано несколько медицинских школ. Одна из таких школ была открыта в Москве в 1707 г. при Московском госпитале. В 1733 г. медицинские школы появились в Петербурге и Кронштадте, с 1758 г. — в Барнауле. Анатомию преподавали по рукописным учебникам Николая Бидлоо (1670—1735) «Зерцало анатомии», «Theatrum Anatomicum», а также по первому отечественному анатомическому атласу («Sillabius corporis humani», 1774), создателем которого был М. И. Шеин (1712—1762). Он же в 1757 г. перевел на русский язык «Сокращенную анатомию» Гейстера. Его перевод на русский язык латинских терминов положил начало созданию русской анатомической терминологии.

В медицинских школах, вначале в Московской, а затем в Петербургской, анатомию и другие предметы (хирургию, физиологию, ботанику) преподавал на русском языке талантливый врач К.И. Щепин (1728—1770). В развитии научных знаний в России огромную роль сыграла Академия наук, учрежденная в 1724 г. Курс анатомии читал ученик М.В.Ломоносова академик А. Р. Протасов (1724—1796), известный своими работами о телосложении человека, строении и функциях желудка, автор многих  анатомических терминов.

По инициативе М.В.Ломоносова в Москве в 1755 г. был основан университет, на медицинском факультете которого (открыт в 1758 г.) была учреждена кафедра анатомии. Значительную роль в развитии Московской анатомической школы сыграл первый русский профессор Московского университета академик С.Г. 3ыбелин (1735—1802). Известен его труд «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней» (1777).

В XVIII в. появилось немало трудов, обогативших анатомическую науку. Д.И. Иванов (1751 — 1821), ученик С.Г. Зыбелина, в 1781 г. опубликовал работу «О происхождении межреберных нервов», в которой описал анатомию симпатического ствола. В 1782 г. A.M. Шумлянский (1748—1795) написал диссертацию «О строении почек», в которой на 60 лет раньше Боумена описал микроскопическую анатомию почек, в частности извитые канальцы и капсулу клубочка, известную под названием «капсула Шумлянского—Боумена».

Большим вкладом в анатомическую науку явилось издание в 1783 г. «Анатомико-физиологического словаря», автором которого был профессор повивального искусства (акушерства) Н.М. Амбодик-М аксимович (1744—1812).

Известным представителем Московской анатомической школы в XIX в. был Е.О. Мухин (1766—1850) — профессор Московского университета. В 1812 г. вышел его «Курс анатомии», переизданный в 1818 г. Он восстановил при кафедре анатомический музей, созданный в 80-е годы XVII в. и сгоревший при пожаре 1812 г. Е.О.Мухин выступал как пропагандист русской анатомической терминологии. Профессор Московского университета И.М. Соколов (1816—1872) опубликовал «Атлас анатомико-хирургических таблиц», много внимания уделял пополнению анатомического музея новыми препаратами. Большой вклад в анатомию внес Д.Н. 3 е р н о в (1843—1917). Он в течение многих лет возглавлял кафедру нормальной анатомии в Московском университете, написал популярный учебник по анатомии человека, выдержавший 14 изданий. Д.Н.Зернов изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин коры полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

Основателем Петербургской анатомической школы был академик П.А. Загорский (1764—1846), который изучал сравнительную анатомию, тератологию, высказывался о взаимосвязи между строением и функциями органов, написал учебник по анатомии «Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела». Наиболее известный ученик П.А. Загорского

И. В. Буяльский (1789—1866), анатом и хирург, опубликовал «Анатомико-хирургические таблицы», учебник по анатомии, предложил метод бальзамирования трупов.

Выдающийся вклад в анатомическую науку (эмбриологию) внес К.М. Бэр (1792—1876) — профессор сравнительной анатомии и физиологии Петербургской медико-хирургической академии. Он открыл яйцеклетку человека и описал развитие ряда органов. В книге «Об истории развития животных» (1828—1837) он изложил учение о зародышевых листках, а также теорию рекапитуляции («повторения») основных морфологических признаков в эмбриогенезе человека.

Особое место в истории анатомии и хирургии занимают работы Н.И. Пирогова (1810—1881). Он начал свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета и продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуском) университете. По инициативе Н.И.Пирогова при Медико-хирургической академии в Петербурге был создан Анатомический институт, усовершенствована система анатомической подготовки врачей. Большой заслугой Н.И.Пирогова как анатома было открытие оригинального метода исследования тела человека по распилам замороженных трупов. Таким образом Н.И.Пирогов изучал положение органов и их взаимоотношения друг с другом и со скелетом. Результаты многолетних трудов Н.И.Пирогов обобщил в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях» (1852—1859).

Н.И.Пирогов изучил фасции и клетчаточные пространства в теле человека. Его труд «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций» (1838) переиздавался неоднократно. Перу Н.И.Пирогова принадлежит «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» (1843—1848). В области анатомии Н.И.Пироговым сделано немало открытий. Именем Н.И.Пирогова названы язычный треугольник на шее, апоневроз двуглавой мышцы плеча, лимфатический узел, расположенный на глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.

Последователь Н.И.Пирогова В.Л. Грубер (1814—1890), возглавлявший Анатомический институт в петербургской Военно-медицинской академии, создал лучший в Петербурге анатомический музей, коренным образом реорганизовал преподавание анатомии, придав ему практическую направленность. Работы В.Л.Грубера посвящены главным образом систематической и сравнительной анатомии. Они отличались точностью описания наблюдаемых фактов. Выдающимся исследователем в области функциональной анатомии и теории физического воспитания был П.Ф. Лесгафт (1837—1909) — автор фундаментального труда «Основы теоретической анатомии». П.Ф.Лесгафт является основоположником функциональной анатомии в России. Он описал закономерности перестройки костного вещества под влиянием мышечной тяги, сформулировал принципы развития кровеносных сосудов и их взаимоотношений в зависимости от строения и функции органов, показал значение анастомозов между артериями в кровоснабжении органов и частей тела. Работы П.Ф.Лесгафта посвящены строению и функциям суставов и мышц, общим закономерностям хода и ветвления кровеносных сосудов.

Многие открытия в области анатомии были сделаны в Киеве, входившем в то время в состав России. В.А. Бец (1834—1894) изучал строение мозгового вещества надпочечников, коры полушарий большого мозга, описал гигантопирамидальные невроциты (клетки Беца). Ученик Д.Н.Зернова М.А. Тихомиров (1846—1902) изучал артерии головного мозга и варианты кровеносных сосудов. Он издал монографию «Варианты артерий и вен» (1900). Ф.А. Стефанис (1865—1917) изучал лимфатические сосуды желудка, печени, почек, организовал в Киевском университете анатомический музей.

В XX в. отечественные ученые успешно развивают функциональное и экспериментальное направления в анатомии. Разрабатываются методы научных исследований, новые перспективные научные направления. Широкое признание и распространение получил метод макро- и микроскопического исследования, успешно используются микроскопическая техника, рентгеновский и биометрический методы.

В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель Ленинградской школы анатомов В.Н.Тонкое (1872—1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде. Его учениками были анатомы Б.А.Долго-Сабуров, Г.Ф.Иванов, А.П.Любомудров, Ф.П.Маркизов, К.В.Ромодановский и др. Придавая большое значение эксперименту, В.Н.Тонков исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. В.Н.Тонкову принадлежат также работы по эмбриологии и сравнительной анатомии. Он автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии. Ученик В.Н.Тонкова и его преемник по кафедре Б.А. Долго-Сабуров (1900—1960) продолжал научное направление своего учителя. Он автор известных книг «Анастомозы и пути окольного кровообращения у человека» (1956), «Иннервация вен» (1959)
и др.

М.Г. Привес (1904—2000), много лет (с 1937 по 1977) возглавлявший кафедру анатомии в I Ленинградском медицинском институте, известен своими работами в области ангиологии,
рентгеноанатомии, бальзамирования анатомических препаратов. Он переработал и дополнил известный учебник Н.К.Лысенкова и В.И.Бушковича «Анатомия человека». Этим учебником студенты пользуются в течение нескольких десятилетий.

Выдающимся, широко известным в России представителем Харьковской школы анатомов был В. П. Воробьев (1876—1937) — исследователь вегетативной нервной системы, автор методов изучения нервов. В.П.Воробьев описал нервные сплетения сердца и желудка у человека, одним из первых стал изучать иннервацию методом электростимуляции. Он создал пятитомный «Атлас анатомии человека». Ряд работ В.П.Воробьева посвящен технике приготовления музейных анатомических препаратов.

Основоположником школы отечественных лимфологов является Г.М. Иосифов (1870—1933) — профессор анатомии вначале Томского, а затем Воронежского медицинских институтов. Широко известен его труд «Лимфатическая система человека с описанием аденоидов и органов движения лимфы» (1914).

Учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов разработал В.Н. Шевкуненко (1872—1952). Известны его «Курс топографической анатомии» (1935), «Атлас периферической нервной и венозной систем» (1949).

Большой вклад в анатомическую науку внес В.В. Кованов (1909—1995), разработавший учение о фасциях, соединительно-тканных влагалищах сосудов и нервов. Опубликованы его книги и учебники по топографической анатомии. Кафедру анатомии Московского университета в начале XX в. (1900—1930) возглавлял ученик Д.Н.Зернова П.И. Карузин (1864—1939) — организатор кафедр анатомии в ряде медицинских институтов (Астрахань, Смоленск и др.). Он автор «Руководства по пластической анатомии» (1921) и «Словаря анатомических терминов» (1928). Преемником П.И.Карузина по кафедре в Московском университете (с 1930 г. — I Московский медицинский институт) был ученик В.Н.Тонкова Г.Ф. Иванов (1893—1955) — автор книг «Хромаффинная и интерреналовая системы человека» (1930), «Нервы и органы чувств сердечно-сосудистой системы» (1945), двухтомного руководства по анатомии (1949).

Большой вклад в изучение функциональной анатомии лимфатической системы человека и животных внес ученик Г.М.Иосифова Д.А. Жданов (1908—1971), профессор анатомии Горьковского, затем Томского медицинских институтов, Ленинградского санитарно-гигиенического, а с 1956 — I Московского медицинского института, воспитавший многочисленных учеников. За монографию «Хирургическая анатомия грудного протока и главных лимфатических коллекторов и узлов туловища» (1945) он удостоен Государственной премии СССР.

В 1952 г. вышла его монография «Общая анатомия и физиология лимфатической системы», в 1955 г. — книга «Леонардо-да-Винчи — анатом». Кафедрой анатомии во II Московском государственном университете (с 1930 г. — II Московский медицинский институт) до 1944 г. руководил проф. А.А. Дешин (1869—1945), известный исследователь проводящих путей головного и спинного мозга. В связи с организацией во II ММИ в 1930 г. педиатрического факультета вновь созданную при нем кафедру анатомии с 1931 по 1953 г. возглавлял проф. П.П. Дьяконов (1882—1953). С 1944 г. кафедрой анатомии лечебного факультета этого института заведовал В.Н. Терновский (1888—1976) — известный историк анатомии, инициатор издания на русском языке трудов Везалия, Галена и др.

Значительный след в истории анатомической науки оставил М.Ф. Иваницкий (1895—1969), работавший в области динамической и проекционной анатомии, возглавлявший кафедру анатомии в Московском институте физической культуры, написавший оригинальный учебник по анатомии для студентов институтов физической культуры.

С 1978 по 1998 г. кафедру анатомии и спортивной морфологии в Центральном институте (академии) физической культуры возглавлял проф. Б.А. Никитюк (1933—1998), известный своими работами в области анатомической антропологии, автор ряда учебников и учебных пособий, а также таких книг, как «Конституция человека» (1991), «Очерки теории интегративной антропологии» (1995),  «Биотехнологические и валеологические аспекты анатомии человека» (1997) и др. Вопросы сравнительной анатомии, палеонтологии и антропологии разрабатывал М.А. Гремяцкий (1887—1963) — автор учебника для биологов «Анатомия человека». Широко известны исследования в области антропологии, выполненные В.В. Бунаком (1891-1979).

Заметный след в истории отечественной анатомии оставил С.С. Михайлов (1919—1993) — профессор Оренбургского, а затем (с 1964 г.) Московского стоматологического медицинского института, автор ряда монографий («Артериовенозные сонно-пещеристые аневризмы», 1965; «Иннервация интра- и экстракраниальных венозных образований», 1965, и др.). С.С.Михайлов — автор учебника «Анатомия человека» для студентов стоматологических институтов.

В середине XIX в. в медицинских вузах России появляются кафедры гистологии, отделившиеся от кафедр анатомии или физиологии. Курс гистологии и эмбриологии в петербургской Медико-хирургической академии с 1852 г. читал проф. Н.М. Якубович (1816—1879), внесший большой вклад в микроскопическую анатомию центральной нервной системы. (Кафедра гистологии и эмбриологии в Академии была открыта лишь в 1868 г.) Профессор этой кафедры М.Д. Лавдовский (1846—1902) известен своими работами в области регенерации и дегенерации нервных волокон. Он является автором (совместно с Ф.В.Овсянниковым) первого русского руководства по гистологии (1887). Сменивший М.Д.Лавдовского на этой кафедре проф. А. А. Максимов (1874—1928) был автором популярного учебника по гистологии. Он известен также своими работами в области кроветворения, изучал строение и функции соединительной ткани, крови.

В Петербургском университете вопросами гистофизиологии занимался проф. Ф.В. Овсянников (1827—1906). Его исследования были посвящены тонкому строению нервной системы и органов чувств.

Кафедру гистологии в Московском университете в 1869 г. организовал проф. А.И. Бабухин (1827—1891), он же возглавил Московскую школу гистологов. А.И.Бабухин изучал гистогенез и гистофизиологию мышечной и нервной тканей, развитие и строение сетчатки глаза, осевых цилиндров нервных волокон. Ученик и преемник А.И.Бабухина по кафедре И.Ф. Огнев занимался проблемами строения и физиологии клеток, тканей и органов, в том числе их изменениями при воздействии внешних и внутренних факторов.

Б.И. Лаврентьев (1892—1944) — профессор Московского университета, затем II Московского медицинского института является создателем экспериментальной нейрогистологии. Он доказал наличие синаптического перерыва в вегетативных нервных узлах на путях следования нервных импульсов, разрабатывал проблемы трофики. Его учениками и последователями были профессора Н.Г.Колосов и В.Ф.Лашков (Ленинград), М.А.Барон, Т.А.Григорьева, В.В.Португалов (Москва).

Профессор I Московского медицинского института М.А. Барон (1904—1974) известен фундаментальными исследованиями серозных оболочек (брюшина, плевра и др.). Он описал их конструкцию, морфофункциональные особенности. В.Г. Елисеев (1899—1966), возглавлявший кафедру с 1953 г., после М.А.Барона, исследовал гистофизиологию крови, соединительной ткани и ее изменения при различных воздействиях. Научные результаты он обобщил в книге «Соединительная ткань» (1961). В.Г.Елисеев вместе с учениками и сотрудниками опубликовал популярный учебник «Гистология».

Ученик В.Г.Елисеева и преемник его по кафедре проф. Ю. И.Афанасьев (1927—1997) продолжил научное направление своего учителя. Большое внимание Ю.И. Афанасьев уделял методике преподавания гистологии, совершенствованию учебника гистологии, созданного В.Г. Елисеевым и выдержавшего четыре издания.

Профессор II Московского медицинского института Т. А. Григорьева (1901—1968) свои исследования нервной, соединительной, мышечной тканей обобщила в книге «Иннервация кровеносных сосудов» (1954).

Основателем Казанской школы нейрогистологов был К. А. Арнштейн (1840—1919), возглавлявший кафедру гистологии в Казанском университете с 1872 г. Широко известны его исследования периферических нервных окончаний, он описал методы выявления нервных структур с применением метиленового синего. Большой вклад в развитие нейрогистологии внесли ученики К.А.Арнштейна: А.С.Догель, Б.И.Лаврентьев, А.Н.Миславский. А.С. Догель (1852—1922) работал в Казанском, Томском (основал кафедру гистологии в 1888 г.), Петербургском университетах, изучал строение вегетативной нервной системы. В 1916 г. он основал журнал «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии», который в 1992 г. получил новое название — «Морфология».

Ученик А.С.Догеля А. А. Заварзин (1886—1945), профессор Военно-медицинской академии в Ленинграде, — один из основоположников эволюционной гистологии. Он изучал сравнительную гистологию нервной системы, соединительной и мышечной тканей, разработал теорию тканевой эволюции, предложил классификацию тканей на основе их функций. Исследования А.А.Заварзина составили основу его фундаментальных работ: «Очерки по эволюционной гистологии нервной системы» (1941), «Очерки по эволюционной гистологии крови и соединительной ткани» (1945).

Основоположником эволюционной гистологии вместе с А.А.Заварзиным был профессор ленинградской Военно-медицинской академии Н.Г. Xлопин (1897—1961). Он исследовал развитие и реактивность мышечной ткани, сосудистого эндотелия, нейроглии, предложил теорию дивергентного развития тканей, опубликовал монографии «Культура тканей» (1940), «Общебиологические и экспериментальные основы гистологии» (1946).

Профессор Военно-медицинской академии СИ. Щелкунов (1904—1977) успешно развивал исследования в области эволюционной и сравнительной гистологии, изучал реактивность мышечной и эпителиальной тканей, эндокарда и кровеносных сосудов. Разработал общую теорию гистогенеза (детерминации, интеграции, гетерохронности клеточных структур). Результаты его исследований обобщены в книгах «Клеточная теория и учение о тканях» (1958), «Основные принципы клеточной дифференцировки» (1977). Совместно с А.А.Заварзиным С.И.Щелкунов издал рукводство по гистологии (1954).

Вопросами эмбриологии в Казанском, а затем Ленинградском университете занимался П.Г. Светлов (1892—1974). Он установил критические периоды в эмбриогенезе, изучал влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Б.П. Токин (1900—1984) внес большой вклад в развитие отечественной эмбриологии. Он автор популярного учебника «Общая эмбриология», выдержавшего несколько изданий.

Во второй половине XX в. в анатомии, цитологии, гистологии и эмбриологии применяются новые, современные методы исследования. Микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы позволили получить много новых научных фактов, выявить важные закономерности. Полученные при помощи этих методов результаты исследований позволили сделать ценные для науки и практической медицины обобщения.

Вопросы для повторения и самоконтроля:

1. Перечислите заслуги К.Галена в анатомии.

2. Назовите ученого, которого заслуженно считают основоположником научной описательной анатомии, расскажите о его вкладе в анатомию.

3. Назовите отечественные труды X—XVI вв., содержащие сведения об анатомическом строении тела человека.

4. Чем известен Леонардо-да-Винчи как анатом?

5. Перечислите известных Вам анатомов XVII—XIX вв., назовите их открытия в анатомии.

6. В какое время и где в России были открыты первые учебные заведения, в которых преподавалась анатомия?

7. В каких городах и учебных заведениях России впервые начали преподавать гистологию и эмбриологию?

8. Перечислите отечественных анатомов XIX в. и первой половины XX в., назовите их заслуги.

9. Назовите отечественных ученых, внесших существенный вклад в изучение микроскопической анатомии (гистофизиологии) органов и тканей.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.