Анатомия / Учебники по анатомии человека, анатомия человека учебник

Введение в анатомию.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Анатомия человека, относящаяся к числу биологических дисциплин, — это наука о происхождении, развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В задачи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды.

Как живое существо человек принадлежит к животному миру. Поэтому анатомия изучает строение человека с учетом биологических закономерностей, присущих живым организмам, особенно высшим позвоночным — млекопитающим. В то же время человек выделяется из животного мира наличием речи, интеллекта, свойственного человеку сознания. Человек качественно отличается от животных благодаря своей социальной сущности, которая определяется совокупностью общественных отношений, общественно-историческим опытом.

При изучении строения тела человека важно учитывать возрастные, половые и индивидуальные особенности. В детском, подростковом и даже в юношеском возрастах органы еще растут, продолжается дифференцировка тканевых элементов. У человека зрелого возраста строение тела более или менее стабильное. Однако и у взрослых людей происходит перестройка в органах соответственно условиям жизни, воздействию внешней среды. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов.

Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить особенности функции любого органа без понимания его строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования и в клинической медицине неоспоримо. В начале XIX в. профессор Московского университета Е.О.Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен, но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать знакомство с клиническими дисциплинами, необходимо основательно изучить анатомию. Анатомия и физиология, также входящая в число биологических дисциплин, составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки», — писал известный акушер-гинеколог А.П.Губарев (1885—1931). Без физиологии — науки о жизнедеятельности, процессах, происходящих в органах и их структурных элементах, нельзя понять любые преобразования как в здоровом организме в условиях нормы, так и при заболеваниях в условиях патологии. Основными методами анатомического исследования являются осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассечение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего, тонкого строения (микроскопическая анатомия, гистология, цитология).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей, их форму, внешний вид, а также взаимоотношения (топографию) на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи оптических приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая анатомия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов, специально приготовленных тонких окрашенных срезов тканей органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделились гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и изображение кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покровы многих полых органов (желудок, трахея и др.) исследуют (в клинике) методами эндоскопии, эхолокации, компьютерной томографии. Для изучения внешних форм и пропорций тела человека пользуются антропометрическими методами.

Анатомия изучает строение тела человека — наиболее высокоорганизованного представителя животного мира. Жизнь животных исследует зоология. Анатомия и зоология входят в систему биологических наук. Познание строения тела человека по системам (костная, мышечная, пищеварительная и т.д.) получило название систематической анатомии.

Систематическая, описательная анатомия изучает и последовательно описывает «нормального», т.е. здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normalis — нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечиваются функции здорового организма. В то же время показатели нормы для большего или меньшего числа людей (масса тела, рост, форма тела, особенности строения и др.) всегда будут находиться в диапазо не максимальной и минимальной величин вследствие индивидуальных черт строения.

Индивидуальные черты обусловлены наследственными факторами, а также воздействиями внешней среды. Взаимоотношения организма здорового человека с внешней средой в нормальных (физиологических) условиях находятся в состоянии равновесия. В последнее время часто употребляется термин «условная норма», чем признается относительность этого понятия.

Наличие индивидуальной изменчивости формы и строения тела человека, его органов позволяет говорить о вариантах (вариациях) строения организма (отлат. variatio — изменение). Варианты выражаются в виде отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за
норму.

Наиболее резко выраженные врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от греч. anomalia — неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца, всех или части внутренних органов). Другие аномалии резко выражены и имеют внешние проявления, поэтому их называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teratos — урод).

Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношений друг с другом, со скелетом является предметом изучения топографической (хирургической) анатомии.

Внешние формы тела человека, пропорции изучает пластическая анатомия. Она исследует также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения.

Современную анатомию называют функциональной, поскольку она рассматривает строение тела в связи с его функциями. Нельзя понять механизм перестройки костей без учета функций действующих на них мышц, физических нагрузок; анатомию кровеносных сосудов без знания условий и законов гемодинамики.

Строение и функции органов анатомия рассматривает с учетом происхождения человека. Строение тела человека — результат приспособления к условиям внешней среды. Для понимания развития человека в филогенезе (развитие рода; от греч. phylon — род, genesis — происхождение) анатомия использует данные палеонтологии, ископаемые остатки костей предков современного человека. Изучению тела человека помогают материалы сравнительной анатомии, которая исследует и сопоставляет строение тела человека и животных, стоящих на разных этапах развития.

Важно понимать развитие конкретного человека в течение всей его жизни — от зарождения до смерти, т.е. в онтогенезе (от греч. ontos — сущее, существо), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения (пренатальный период) рассматривает эмбриология (от греч. embryon — зародыш, росток). После рождения (постнатальный период; от лат. natus — рождение) строение тела изучает возрастная анатомия. В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к лицам пожилого и старческого возраста в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения, — геронтология (от греч. geron — старик).

Систематическую анатомию также называют нормальной анатомией в отличие от патологической анатомии, изучающей пораженные той или иной болезнью органы и ткани.

Каждому человеку присущи свои, индивидуальные особенности строения. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние, а также типичные, наиболее часто встречающиеся формы. Так, в соответствии с длиной тела и другими антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения человека: долихоморфный ( от греч. dolichos — длинный), для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник); брахиморфный (от греч. brachys — широкий), имеющий короткое широкое туловище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный тип — мезоморфный ( от греч. mesos — средний), наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

Большинство антропометрических показателей в любом возрасте имеют значительные индивидуальные колебания. В книге «Человек. Медико-биологические данные» (1977), изданной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), приведены антропометрические показатели (табл. 1).

vvedenieanat

Площадь поверхности отдельных участков тела взрослого человека выражают в процентах: поверхность головы составляет 9 %, каждая верхняя конечность — 10 %, каждая нижняя конеч-
ность — 19 %, передняя часть туловища — 17 %, задняя часть туловища — 17 %, промежность — 1 %, ладонь — 1 %.

Особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека внешней среды (питание, климатические и географические условия, физические нагрузки). Человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях определенных человеческих взаимоотношений. Поэтому он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. В связи с этим анатомия изучает человека не только как биологический объект, но учитывает при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.

Таким образом, задача анатомии — изучение строения тела человека последовательно, по системам (систематический подход) и с учетом функций органов (функциональный подход). Во внимание принимают признаки, характерные для каждого конкретного человека — индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинно следственный, каузальный подход). Рассматривая особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только наука аналитическая, но и обобщающая, синтетическая.

Для обозначения областей тела, органов и их частей в анатомии пользуются специальными терминами на латинском языке, перечень которых приведен в Международной анатомической номенклатуре (Nomina Anatomica).

До 1955 г. в анатомии и медицине пользовались списком анатомических терминов, принятым на Международном анатомическом конгрессе, состоявшемся в 1885 г. в Базеле (Швейцария), — Базельской анатомической номенклатурой (BNA).

Международная анатомическая номенклатура на латинском языке, которой пользуются в настоящее время, была принята на VI Международном конгрессе анатомов в Париже (1955) и получила название Парижской анатомической номенклатуры (Parisiana Nomina Anatomica — PNA). Список русских эквивалентов с поправками, сделанными на следующих Международных конгрессах (Нью-Йорк — 1960 г., Висбаден — 1965 г., Ленинград — 1970 г.), был утвержден в 1974 г. на VII Всесоюзном съезде анатомов, гистологов и эмбриологов (г. Ташкент).

В настоящем издании использованы латинские термины, которые были приняты на XIII Международном конгрессе в Рио-де Жанейро (Бразилия) в 1989 г. Термины, которые не вошли в настоящий список, но широко применяются в учебной и научной литературе, в учебнике приведены с пометкой BNA или PNA.

Вопросы для повторения и самоконтроля:

1. Что такое анатомия человека? Дайте определение.

2. Что изучает анатомия?

3. Назовите виды анатомии.

4. Что имеется в виду, когда речь идет об индивидуальной измен-
чивости формы и строения тела человека?

5. Назовите типы телосложения человека. Чем они характеризу-
ются?

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.